Окупаемость бизнес-сайта. Факторы, влияющие на сроки окупаемости

Одним из главных критериев любого бизнес-сайта является его окупаемость. Обычно под этим термином понимают способность ресурса за какой-то определенный промежуток времени принести прибыль, сопоставимую по размеру с издержками (или превышающую их). Словосочетание «сайт окупился» означает, что вебмастер полностью покрыл расходы на его создание, продвижение и раскрутку. С термином «окупаемость» тесно связан другой термин — «сроки окупаемости». Собственно, это и есть тот промежуток времени, в течение которого сайт «отбивает» вложенные в него материальные средства.

Сроки окупаемости сайта зависят как минимум от нескольких факторов. Во-первых, от корректной идеологии. Речь идет о формате ресурса, его тематике, целях создания и т.д. То есть перед созданием сайта вы должны четко представить, для чего и для кого он создается, какие задачи будет решать, как будет привлекать потенциальных клиентов и т.д. Если все это не продумать, то ресурс может оказаться неэффективным в плане заработка на нем. Во-вторых, от качества системы навигации и юзабилити. Чем более понятным и удобным для пользования будет ваш сайт, тем больше времени здесь будут находиться посетители. В-третьих, от оформления и содержимого страницы с описанием товаров. Очень важно, какой именно контент вы размещаете на данной странице (в плане типа, качества, уникальности, информативности). В идеале это должен быть уникальный и читабельный текст, дополненный качественной графикой (фотографии товара с разных ракурсов) или видеороликом (демонстрация товара). В-четвертых, от специфики реализуемых товаров. Существуют относительно дешевые товары, торговать которыми не очень выгодно. Ведь чтобы получить желаемую прибыль, нужно продать большое количество таких товаров. Также существуют дорогие товары. При их реализации прибыль от одной заключенной сделки будет намного выше. Однако в тематиках, связанных с продажей дорогих товаров, обычно наблюдается высокая конкуренция.

Рассчитать окупаемость (или время окупаемости) еще до момента создания сайта и запуска его в работу довольно сложно. Можно лишь говорить о каких-то приблизительных сроках, учитывая тематику, уровень конкуренции и другие факторы. Как правило, время окупаемости бизнес-сайта колеблется в диапазоне от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому рассчитывать на быструю прибыль и быстрый заработок не следует. Причины неудач многих интернет-бизнесменов заключаются именно в том, что люди хотят получить прибыль как можно быстрее, не принимая в расчет время, необходимое на выход сайта из «песочницы», полноценное поисковое продвижение, его популяризацию среди пользователей и т.д.

Посчитать, к какому времени сайт вышел (или выйдет) на окупаемость можно по довольно простой схеме. Как было сказано выше, для выхода на окупаемость необходимо, чтобы прибыль, принесенная сайтом за все время его существования, превысила расходы (на создание, поддержку, раскрутку, продвижение и т.д.). Для начала посчитаем прибыль. Если речь идет о корпоративном ресурсе, то здесь учитывается средняя стоимость одной заключенной сделки и общее количество заключенных за определенный период времени сделок. Почему же следует учитывать именно среднюю стоимость сделки? Потому что одни товар может стоить 10 долларов, а другой — 100 или 200. Если брать в расчет стоимость товаров только первого или второго типа, то результаты не будут объективными. Кроме того, не нужно учитывать себестоимость данных товаров.

Подсчитать расходы также довольно просто. В первую очередь, следует учесть деньги, потраченные на создание сайта (CMS, разработка модулей и т.д.), на подготовку и добавление контента, на домен и хостинг, на раскрутку и продвижение (покупка ссылок, рекламных мест). В какой-то момент времени общие доходы от продажи товаров сравняются с расходами. Собственно разница между этой датой и датой создания ресурса и будет называться сроком окупаемости.

В некоторых случаях сайт может так и не окупиться (даже через 2-3 года существования). Причин может быть много, к примеру, неправильно выбранная идеология, низкое качество сайта (неуникальный / нечитабельный контент, плохое юзабилити), низкое качество поисковой оптимизации (с поисковиков приходит недостаточное количество целевых посетителей).